Ресурсы / Периоды / 2000-настоящее время
2000-настоящее время
Обувная мода 2000-х похожа на супермаркет, где одновременно, в большей или меньшей степени, проявили себя все тренды XX-го века. При таком огромном разнообразии трендов стоит различать понятия стилизация и собственно обувной дизайн. Модная стилизация – это когда один и тот же фасон обуви с помощью кроя, декоративных деталей, цвета и материалов можно сделать похожим на обувь 40-х, 60-х, 80-х или любого другого десятилетия. Стилизовать можно не только по десятилетиями или даже столетиям, например, 18 или 19 в.; очень распространенной является стилизация под этнические вещи: например, украшение обуви бахромой, бисером или национальным орнаментом.
Самая популярная стилизация 2000-х – это обувь в стиле различных субкультур. Безусловными фаворитами последних десятилетий являются хиппи-шик (в 2000-х стиль «а-ля хиппи» появился под новым названием «Boho chic») и гламурный панк-рок в соединении с атрибутикой БДСМ. Исторические, этнические, субкультурные, спортивные стилизации, а также стилизации под персонажей блокбастеров, героев компьютерных игр и мультфильмов – наиболее востребованные тренды, из которой складывалась мода 2000-х.
Что касается формы обуви, то ее эволюция в течение десятилетия хорошо просматривается в изменениях нарядной женской обуви. В начале десятилетия господствовала острая вытянутая носовая часть, причем как в женской, так и в мужской классической обуви. Альтернативой для женщин стали балетки с круглым носком. Приблизительно к 2003 г. обувь со скругленной носовой частью стала набирать популярность. К середине десятилетия острый нос смотрелся уже несколько старомодно, хотя и не исчез вовсе. К концу 2000-х у закрытой обуви носок в основном скругленный.
Каблук шпилька оставался в моде постоянно, но во второй половине десятилетия возросло значение обуви на танкетке и платформе. Какой бы высокой не была танкетка, на моделях она смотрится более спокойно в сравнении с каблуком, который всегда будет носить в себе элемент провокации. Женская обувь на платформе стала напоминать туфли для стриптиза. Многие женщины делали выбор в пользу фасонов обуви, балансирующих на грани эротики и распутства.
Сандалии
Сандалии с большим количеством ремешков были обязательным аксессуаром лета или для вечернего выхода. Их дизайн вдохновляла обувь древних греков и римлян. Сандалии из черной матовой и лаковой кожи с использованием металлической фурнитуры напоминали агрессивную фетишистскую обувь, а легкие и изящные фасоны на завязках пробуждали чувственность и романтику.
Сапоги
В начале декады вдохновением послужили мотоциклетные и жокейские сапоги, причем они появились как в женской так и мужской моде и оставались в ней на протяжении всего периода. Во второй половине в моду вошли высокие женские сапоги до середины бедра на каблуке-шпилька. Прототипом для них стала фетишистская обувь, которую дизайнеры «облагородили», используя более изысканный крой и дорогие материалы и изящную фурнитуру.
Каблук
Современные технологии производства позволили придавать каблукам любую форму. Единственное ограничение – это фантазия дизайнера. Так каблук на женской обуви стал принимать самые неожиданные очертания. Кроме игры с с абстрактными формами и геометрией и созданием оригинальных обтекаемых форм, дизайнеры делали каблуки в форме конкретных предметов: женскую пятку подпирали стилизованные греческие колонны, ангелы, слоники, каблук превращался в ягоды, ананасы и даже раздваивался, изображая задние лапы животных.
Топ-дизайнеры и бренды
Список топ-дизайнеров в обувной моде 2000-х не поменялся. Женщины всего мира продолжали боготворить обувь от Маноло Бланика, Кристиана Лабутена и Джимми Чу. Обувные модельеры остаются верны своему кредо, поэтому модные тенденции в целом не сильно влияют на их популярность. Более того самыми востребованными остаются модели, которые с незначительными изменениями выпускаются по несколько лет. Авангардные тенденции в обувной моде развивали дизайнеры Марк Джэйкобс и Майкл Корс. Итальянцы продолжали оставаться лидерами в дизайне обуви для более массового спроса. Среди выдающихся брендов стоит отметить Zanotti, Casadei, Cesare Paciotti, Pollini; неприкосновенны остались позиции Tod’s в престижной неформальной обуви, а дом Salvatore Ferragamo стал ориентировать свои коллекции на более молодую аудиторию. Фирма Prada и ее подразделение Miu Miu удивляли публику каждой коллекцией виртуозно используя исторические стилизации наравне с космическим футуризмом.
Концептуальный дизайн
Высокие технологии и мода на футуристические обтекаемые формы привела к появлению конструкций, которые ранее были бы просто нереализуемы или слишком эксклюзивным продуктом, недоступным для обычного покупателя.
Представленные модному миру в 2003 году модели обуви Möbius (фирмы United Nude) мгновенно превратились в икону дизайнерской мысли. Революционная концепция одной кожаной ленты, которая, закручиваясь и извиваясь, формирует разом пятку, подошву и мыс туфельки, стала хитом многих модных сезонов.
Пионер на рынке пластиковой обуви торговая марка Melissa только выиграла во время кризиса 2008. В отличие от дорогих концептуальных брендов Melissa предложила рынку модные, стильные вещи по доступной цене. Компания приглашает к сотрудничеству знаменитых промышленных, фэшн-дизайнеров и даже архитекторов придумывать фасоны обуви. С Melissa работали Жан-Поль Готье, Вивьен Вествуд, супер-стар промышленного дизайна Карим Рашид и несравненная Заха Хадид. К тому же вся продукции фирмы является 100% экологически дружественной, что обеспечивает ей дополнительное конкурентное преимущество на рынке, где социальная ответственность компаний играет все большую роль в глазах покупателей.
Массовая мода в неформальном стиле
Неформальный стиль продолжил свое победоносное шествие и с каждым годом отвоевывал себе все большую долю как в мужском так и женском гардеробе. Это и не удивительно, так как даже самые консервативные компании позволили своим сотрудникам неформально одеваться не только в пятницу, но и все остальные дни недели; к тому же с каждым годом растет число фрилансеров, которым официальная одежда требуется еще реже. Мода на обувь в неформальном стиле уни-секс отмечена в этом десятилетии тремя «прорывами», аналогов которым сложно отыскать в истории обувного рынка.
UGG Australia – американская компания, основанная австралийским серфером в Калифорнии в 1978 г. Собственно слово «угги» (англ. uggs или ugg boots) – имя нарицательное и обозначает любую обувь из овчины, которая давно известна в Австралии и Новой Зеландии. В модный must have начала 2000-х они превратились с легкой подачи звезд Голивуда и фотомоделей, которые были замечены в «уггах» во время прогулок и, торопясь по делам. Так неизвестная компания в одночасье стала популярной и мода на «угги» захлестнула многие страны.
Похожая история произошла с обувью Crocs. Эта молодая американская компания, созданная тремя друзьями, которые решили производить удобную обувь для владельцев лодок и яхт. Необычная обувь грубоватого и агрессивного вида ярко выделялась на фоне гламурных собратьев. В 2003 году эта обувь произвела фурор на рынке моды.
Еще один прорыв и ноу-хау начала века – спортивные сандалии Keen. Их успех не был таким ошеломляющим, как у кроксов и уггов, но в развитие дизайна спортивной обуви они стали настоящим открытием. Спортивные сандалии – не новость на рынке: изначально их выпускали для водных видов спорта и туризма, затем они появились и на городских улицах. Новизна конструкции сандалий Keen состояла в том, что дизайнеры добавили литой носок, который являлся продолжение подошвы и закрывал кончики пальцев. Это оказалось как нельзя более актуальным улучшением, потому что в обычных сандалиях пальцы были незащищены, что приводило к травмам и ушибам, особенно в таких видах спорта как рафтинг. Сандалии Keen завоевали массу поклонников в среде «нью-эйдж» путешественников.
Культовая и молодежная обувь
Массивная обувь в стиле кибер-панк и техно характерна для начала 2000-х, особенно черные высокие ботинки на толстой подошве с крупными зубцами. Сильное влияние на популяризацию стиля оказал выход кинофильма «Матрица» (1999 г.). Модная обувная компания New Rock (Испания) удивила рынок молодежной моды, выпустив ботинки, с ремешками на пряжках и на высокой платформе с «хищным» протектором. Именно в эту модель были обуты девушки, которые изображали Лару Крофт на презентациях игры «Расхитительница гробниц».
Кеды Converse оставались фаворитом десятилетия и еще больше укрепили свой культовый статус в среде хипстеров. То же самое можно сказать и о классической модели Vans, хотя она и сильно уступает по количеству последователей.
В молодежной моде – «последний писк» второй половины декады – серебряные и золотые кроссовки, в особенности фирмы Adidas.
Экспонаты (59)